Главное сегодня — сохранить стабильность
Стабильность (постоянство, устойчивость, прочность) — одна из существенных сторон политических, трудовых, семейных, управленческих и множества других отношений власти и подчинения. Она отражает состояние общества и характер его настроений. Если распускается парламент, президент подается в бега, тихо или со скандалом «исчезают» премьер-министры, правительство в полном составе уходит в отставку, один министр сменяет другого, то все равно стабильность в управленческих отношениях (она представляет наибольший интерес) должна сохраняться.
И сохраняется. Вспомним о странах с устоявшейся демократией. Там борьба за власть в различных ее проявлениях и калейдоскоп «штучных» субъектов власти не дестабилизируют процесс госуправления. Остаются на местах и выполняют привычные обязанности аппараты правительства, президента, парламента, центральные аппараты министерств и ведомств, не говоря уже о местном самоуправлении. Работают суды, полиция, налоговая, таможенная и пограничная службы, армия живет по своему уставу. Население, бизнес продолжают нормально жить. Возникает вопрос: почему вот уже на протяжении двадцати лет мы не можем стабилизировать процесс госуправления в своей стране?
Не пытаясь искать ответа в нашем недалеком историческом прошлом, замечу, что «сохранение стабильности» требует от правительства конкретных действий. Они заключаются в побуждении руководителей министерств и ведомств к активному использованию должностных прав и к не менее активному исполнению должностных обязанностей. Естественно, в этом процессе нельзя забывать о юридической ответственности (административной, имущественной, уголовной) госчиновников. И не случайно звучали предупреждения руководителям Таможенной, Пограничной служб об увольнении в связи с контрабандой бензина в Таджикистан, что является признаком коррупции фискальных и силовых структур на местах и служит показателем нестабильности госуправления.
Правительство сегодня стремится построить систему, которая не будет зависеть от персоналий, а станет эффективно работать сегодня, завтра и в будущем. Бесспорно, имеется в виду система народного хозяйства, которая состоит из организаций, учреждений, предприятий государства и бизнеса, и завершает это система нормативных актов, определяющих их деятельность.
Вторая, регулируя действия субъектов госуправления, обеспечивает в пределах своих возможностей стабильность управленческих отношений и преемственность в управлении вне «зависимости от персоналий». В эту систему входят концепции, программы, кратко-, срочно- и долгосрочные стратегии развития отраслей народного хозяйства, утверждаемые указами президента или постановлениями правительства, что делает их обязательными для исполнения. К слову, украинский президент В. Янукович, отмечая успехи экономики страны, связал их со «стабильным управлением».
В экономике Кыргызстана стабильное развитие сельского хозяйства — одна из главных задач любого правительства. Не помню уж, кто был премьером в 2004 году, но им была утверждена Концепция аграрной политики до 2010 г. (Дата завершения программы дарит надежду на «толстый» отчет о результатах ее исполнения.) Она была призвана определить и финансово-кредитную политику в аграрно-промышленном комплексе. В качестве одной из задач стабильного развития сельхозпроизводства в концепции названо «стимулирование развития кредитной кооперации», обеспечивающей стабильное кредитование фермеров. Но кто в 2004-м мог знать, что дважды неконституционным путем (март 2005 г.) и с человеческими жертвами (апрель 2010 г.) лишатся своих постов всенародно избранные президенты, не оправдавшие искренних надежд своего народа. Неизбежным результатом революционных переворотов стала смена чиновников аппарата президента, правительства — кураторов АПК, министра сельского хозяйства, а заодно и отдельных начальников департаментов, управлений. Только прежней кадровой чехардой в аппарате правительства, министерстве и связанной с ней дестабилизацией управления можно объяснить пятилетнюю задержку в разработке проекта государственной программы развития кооперативного движения (2009 г.) и ее продолжительные, до настоящего времени, согласование, переработку и доработку, которым, кстати, еще конца-края не видать.
В то же время Закон «О развитии сельского хозяйства (2009 г.) в противовес Концепции аграрной политики АПК и госпрограмме, в которых юридическими формами организации взаимного кредитования названы кредитные кооперативы, говорит об «организации и кредитовании кредитных товариществ (союзов)», что является нарушением принципа внутренней непротиворечивости законодательства и не способствует стабилизации управления сельхозпроизводством. Между кредитными кооперативами и кредитными товариществами есть существенная разница.
Не задаваясь целью искать другие примеры дестабилизации отраслевого управления (их множество), подведем итог: основными организационно-правовыми условиями, обеспечивающими стабильные характер госуправления и развитие экономики страны, являются «вполне завершенная» и внутренне непротиворечивая система законодательства, преемственность в выполнении госпрограмм, реальная юридическая ответственность, адекватная кадровая политика как основное средство не борьбы, подчеркиваю, а предупреждения коррупции и соблюдения госчиновниками государственной дисциплины, участие граждан и бизнеса в госуправлении. Нарушение любого из них (к примеру, неадекватная кадровая политика, выраженная в перманентной смене управленческих кадров… во внедрении во власть людей, не имеющих опыта управления, или нарушение преемственности в реализации политических решений, что выражается в принятии программ, которые не выполняются) ведет к нестабильности госуправления и сдерживает темпы социально-экономического развития страны.
Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.
Related News
Анонсы!
С участием Президента Садыра Жапарова состоялась торжественная церемония вручения государственных наград отличившимся кыргызстанцам — представителямRead More
Где дешевле оливье…и телячья шейка впридачу
Абсолютно для каждого в мире человека, а особенно для детей, Новый год — это волшебныйRead More